Анализ российского рынка банковских продуктов и услуг на материалах ОАО "Липекцкомбанк"

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных целей развития банковского сектора экономики России является все более полное удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах. Это должно обеспечить повышение устойчивости и прибыльности банков, укрепление доверия к ним клиентов, усиление конкурентоспособности банковской системы. Качество банковских услуг во многом зависит от уровня организации деятельности банка в целом. Особую значимость проблема качества банковских услуг приобретает в условиях либерализации рынка банковских услуг, возрастающей с приходом крупных иностранных банков и перспективой вступления России в ВТО.

В условиях плановой экономики проблема оказания банковских услуг различным категориям клиентов практически не рассматривалась, так как директивный метод управления банковской системой не учитывал интересы, как клиентов, так и самих банков.

С переходом к рыночной экономике изменилось содержание деятельности банков, которые стали оказывать юридическим и физическим лицам разнообразные услуги: по открытию и ведению счетов; переводу денежных средств; поиску стратегического инвестора; по налогам и финансовому консультированию; услуги по страхованию рисков.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что банковские услуги в условиях рыночной экономики, являясь традиционной сферой предпринимательской деятельности, становятся важнейшим источником увеличения банковских доходов и удовлетворения потребностей корпоративных клиентов и частных лиц. Однако, вопросы формирования и развития сферы банковских услуг, недостаточно изучены в литературе по банковскому делу, что делает исследование данной проблемы не только актуальным, но и своевременным.

В российской и зарубежной литературе по банковскому делу основное внимание уделяется вопросам функционирования коммерческих банков, оценке их роли в становлении рыночных отношений. Большой вклад в разработку проблемы развития банковского бизнеса внесли такие ученые и практики как: А. И. Ачкасов, Л. В. Аникин, Л. П. Белых, М. П. Березина, В. И. Букато, Н. И. Валенцева, О. И. Въюгин, В. С. Геращенко, Л. И. Гончаренко, Л. А. Турина, С. И. Долгов, С. Л. Ермаков, Е.Ф. Жуков, А. Н. Иванов, В. В. Иванов, С. М. Ильясов, Г. Г. Коробова, Л. Н. Красавина, А. А. Казимагомедов, О. И. Лаврушин, Ю. С. Маслеченков, А. В. Молчанов, Я. М. Миркин, Т.Н. Нестерова, Г.С. Панова, Е.А. Рассказов, А.Ю. Симановский, К.Р. Тагирбеков, В. В. Усов.

Отдельные стороны комплексной проблемы развития банковской системы и формирования стратегии реструктуризации и санации кредитных организаций рассматриваются в работах И. В. Ларионовой, В. М. Новиковой, М. А. Федотовой. Эти авторы критически обобщили сложившуюся в России практику управления банковской системой, проанализировали деятельность российских и региональных банков, связанную с выполнением ими своих обязательств.

Основная цель работы состоит в теоретическом исследовании содержания банковских продуктов и услуг, выявлении тенденции их развития в настоящее время.

Для реализации данной цели в работе был поставлен и решен ряд задач:

- рассмотреть основные тенденции развития банковской системы России;

- провести анализ структуры банковской системы России

- исследовать содержание и правовые признаки банковской деятельности в соответствии с действующим законодательством;

- обобщить теоретические аспекты понятий «банковский продукт», «банковская услуга», раскрыть свойства банковской услуги как основного вида деятельности банка;

- рассмотреть основные направления развития банковских продуктов и услуг на примере конкретного банка;

- провести анализ путей совершенствования банковских продуктов и услуг;

- сделать выводы по результатам проделанной работы.

Объектом исследования является российский рынок оказания банковских услуг на примере ОАО «Липецккомбанк».

Предметом исследования выступает совокупность банковских продуктов и услуг.

Теоретическую базу исследования составили классические и современные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам совершенствования банковского обслуживания клиентов, а также результаты научных исследований, освещающих основные аспекты рассматриваемых проблем.

В процессе выполнения настоящей работы были использованы такие общенаучные методы и приемы, как абстрактно-логический, проектный, метод синтеза и анализа, группировки, сравнения, а также инструментарий маркетингового исследования: интервью, анкетирование и анализ.

Информационная база исследования формировалась на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Банка РФ, официальных статистических данных, публикуемых Банком России, Росстатом России и другими официальными органами, данных, полученных в ходе преддипломной практики в ОАО «Липецккомбанк», научных публикаций отечественных и зарубежных ученых, аналитических данных, опубликованных в научной литературе за последние десять лет.

Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений. Работа содержит 70 листов, 3 рисунка, 2 таблицы, 2 приложения.

Делись добром ;)