logo
Инвестиционные операции КБ с ценными бумагами

3. Проблемы и перспективы развития инвестиционных операций коммерческих банков с ценными бумагами

Экономические интересы банков, вытекающие из сущности этих институтов как коммерческих структур, состоят в обеспечении прибыльности своих операций при соблюдении их ликвидности и надежности. Банки работают в основном не с собственными, а с привлеченными и заемными ресурсами, поэтому они не могут рисковать средствами своих клиентов, вкладывая их в крупные инвестиционные проекты, если это не обеспечено соответствующими гарантиями.

В связи с этим при выработке инвестиционной политики коммерческие банки всегда должны исходить из реальных оценок риска, экономической эффективности, финансовой привлекательности инвестиционных проектов, оптимального сочетания кратко-, средне- и долгосрочных вложений. Вместе с тем существующая система инвестирования является не только внутренним делом самого банка. В соответствии с базисными принципами регулирования банковской деятельности неотъемлемой частью любой системы надзора является независимая проверка политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредитов и инвестированием капиталов, а также текущего управления кредитным и инвестиционными портфелями.

Следовательно, коммерческие банки должны четко отработать и формально закрепить важнейшие мероприятия, связанные с организацией и управлением инвестиционной деятельностью. По существу, речь идет о разработке и реализации обоснованной инвестиционной политики.

Проблемы участия российских банков в инвестиционном процессе во многом связаны со спецификой становления банковского сектора в нашей стране. Это порождает необходимость анализа участия банков в инвестировании экономики (как с точки зрения оценки их инвестиционных возможностей, так и с точки зрения форм банковского инвестирования) во взаимосвязи с процессом формирования отечественной банковской системы.

В процессе проведения рыночных реформ в российской экономике централизованная банковская система была заменена двухуровневой с многочисленным слоем негосударственных банков. Особенности становления нашей банковской системы таковы: минимальные сроки ее создания и инфляционная основа воспроизводства банковского капитала [12].

На начальном этапе формирования отечественной банковской системы наблюдался быстрый количественный рост кредитных организаций. В 1988-1991 гг. их число увеличивалось в основном за счет раздробления бывших государственных специализированных банков, а капитал пополнялся путем перелива бюджетных средств. В 1990-х гг. процесс образования новых банков замедлился. В то же время увеличились масштабы и темпы ликвидации неэффективных кредитных организаций. Это свидетельствовало о завершении экстенсивного этапа становления банковской инфраструктуры и перехода на новую ступень развития. Ускорился процесс оттока с финансового рынка мелких и средних банков, что связано как с действием рыночных механизмов конкуренции и концентрации, так и с проводимой Банком России политикой укрупнения банков и наращивания ими собственного капитала.

Финансовый кризис 1998 года вызвал резкое ухудшение ликвидности и платежеспособности значительной части банков. Доля финансово стабильных банков в общем количестве действующих кредитных учреждений за первые 9 месяцев того года резко снизилась с 66 до 56,2%, а доля активов финансово стабильных банков в совокупных активах действующих кредитных организаций уменьшилась с 68,3 до 29,1%. Финансовую устойчивость сохранили те банки, у которых доля инвестиций в производство превышала вложения в спекулятивные операции. В основном этими банками оказались мелкие и средние региональные банки, которые ориентировались на постепенное привлечение клиентуры и небыстрый, эволюционный, качественный рост. Вместе с тем доля мелких и средних банков в совокупных активах банковской системы являлась незначительной: из-за небольшой финансовой мощности они объективно не могли осуществлять масштабной инвестиционной деятельности, хотя у многих средних и мелких банков показатели достаточности капитала оказались лучше, чем у крупных [12].

В результате кризисных событий большинство финансовых учреждений столкнулось с обострением проблемы формирования ресурсной базы по таким направлениям, как:

- стагнация средств предприятий и организаций на расчетных и текущих счетах в национальной и иностранной валюте, срочных депозитов предприятий и организаций;

- сокращение прироста организованных сбережений и отток вкладов населения;

- утрата возможностей привлечения кредитов от зарубежных кредитных институтов и финансовых компаний;

- остановка межбанковского кредитования;

- снижение уровня банковского капитала.

Важнейшей задачей следующего периода стало преодоление наиболее острых форм банковского кризиса. Благоприятные макроэкономические условия, усилия Банка России и Правительства, направленные на реструктуризацию банковской системы, позволили улучшить положение в банковской сфере. В марте 1999 г. в ее состоянии наметился перелом, характеризующий начало перехода от неустойчивого положения к относительной стабилизации [12].

Однако даже в настоящее время финансовых ресурсов банковской системы России явно недостаточно для эффективной поддержки реального сектора, удовлетворения потребностей всех отраслей экономики -- в частности промышленности, которая (в отличие от банковской системы, характеризующейся преобладанием мелких и средних банков) является высококонцентрированной. Вместе с тем проблема заключается в том, что в сложившейся ситуации банки не осуществляют эффективного перераспределения даже доступного им инвестиционного потенциала.

О незначительной роли банков в экономике России по сравнению с аналогичными показателями других государств говорит тот факт, что отношение суммарных чистых активов к ВВП составляет гораздо меньшую величину по сравнению с показателями развитых стран. По оценкам экспертов, в настоящее время на счетах в Центробанке коммерческие банки держат около 600 млрд. руб.

В результате роста диспропорций между развитием реального и финансового секторов экономики формировались предпосылки не вовлечения, а, напротив, вытеснения банковского капитала из реальной сферы. Сложившаяся зависимость банков от рынка коротких денег при ухудшении финансового положения предприятий и организаций реального сектора экономики привела к накоплению кризисного потенциала. При этом сформировалась взаимосвязь между кризисными процессами в реальном и банковском секторах экономики. Ухудшение финансового положения нефинансовых предприятий и соответствующее сжатие средств на их банковских счетах повлекло за собой уменьшение ресурсной базы коммерческих банков и их вложений в производство. При снижении объема банковских инвестиций и кредитов происходило дальнейшее падение платежеспособности предприятий, что вызывало рост инвестиционных и кредитных рисков. В свою очередь, рост рисков являлся важнейшим фактором, дестимулирующим инвестиционную деятельность банков, поскольку при возрастании рисков усиливалось противоречие между активизацией инвестирования и задачей сохранения финансовой устойчивости банков, и возрастал разрыв между процентными ставками (при увеличении премии за риск, включаемой в процентную ставку) и рентабельностью производства [12].

В новой ситуации существенно уменьшились возможности быстрого зарабатывания денег посредством финансовых спекуляций. Это побуждает банки искать возможности эффективного размещения своих средств. В то же время снижение процентных ставок по банковским кредитам при росте средне-отраслевой рентабельности общественного производства способствует повышению доступности заемных денег для реального сектора экономики.

В то же время в реальных условиях российской экономики, в которых рынок ценных бумаг в последнее время отличается преобладанием спекулятивных вложений и высокой волатильностью, еще достаточно долго сохранится приоритетная значимость кредитных форм удовлетворения инвестиционного спроса. Поэтому при определении роли банков в инвестиционном процессе следует учитывать двойственный характер их деятельности.

Констатируется тот факт, что экономический рост, опирающийся в условиях слабого развития финансовой системы и финансового рынка в основном на самофинансирование, объективно ограничен, с чем нельзя не согласиться. Не вызывает также сомнений поставленная цель - ускоренное развитие финансового рынка, его институтов и инструментов, что позволит более эффективно использовать внутренние финансовые ресурсы и будет способствовать притоку капитала и повышению его качества [16].

При этом в роли ключевых рассматриваются проблемы:

- чрезмерной «зарегулированности» рынка;

- высоких издержек участников рынка, в основном связываемых с избыточным государственным регулированием;

- отсутствия единообразия норм регулирования, контроля и надзора, налогообложения различных институтов и инструментов рынка и их несоответствия;

- сохранения неравных условий конкуренции на финансовом рынке, обусловленных в первую очередь присутствием на нем государства, в том числе через государственные финансовые институты.

Такой выбор проблем предопределяет и соответствующий перечень стратегических задач органов государственной власти по развитию финансового рынка и пути их решения.

Снижение издержек участников финансового рынка и устранение излишнего государственного администрирования. Для решения этой задачи предполагается максимальное преобразование базовых федеральных законов, касающихся финансового рынка, из «рамочных» - в законы прямого действия, создание условий для стимулирования развития саморегулирования на финансовом рынке. Кроме того, намечаются меры по координации деятельности регулирующих и надзорных органов (в долгосрочной перспективе, возможно, с изменением организационной структуры регулирования и надзора), снижению налоговых и административных издержек участников рынка.

Расширение спектра и повышение эффективности использования финансовых инструментов. Намечается ограничиться общим оздоровлением (унификация, упрощение, отмена излишних ограничений) нормативной базы функционирования отдельных сегментов и технологических процедур финансового рынка и его регулирования.

Обеспечение условий конкуренции на финансовом рынке. Решение этой задачи предусматривает согласование стратегий развития финансовых институтов с государственным участием, перенос финансирования части задач этих институтов с федерального бюджета на финансовый рынок, выход государства из капитала финансовых институтов, не выполняющих специализированные государственные задачи, ужесточение мер антимонопольной политики, в особенности, в области госзакупок финансовых услуг. Кроме того, планируется создать систему контроля за использованием инсайдерской информации и манипулированием ценами, включая законодательное обеспечение соответствующих процедур, обеспечить равные условия вложений на финансовом рынке российскому и иностранному финансовому капиталу [16].

Второй пункт, на который необходимо обратить внимание - это стремительное развитие электронной торговли ценными бумагами. В связи с этим, в последние десять лет происходит существенная трансформация фондовых рынков, выражающаяся в резком расширении возможностей участников торговли и устранении многих физических ограничений. Появляются новые способы обработки трансакций, позволяющие резко увеличить объемы совершаемых сделок, меняется ряд рыночных характеристик (соотношение процессов концентрации и фрагментации, организация доступа к площадкам, степень прозрачности процесса торговли) [14].

Е-трейдинг получил наибольшее распространение на рынках акций и базирующихся на них производных инструментов, причем в США и Евросоюзе этот процесс принял различные формы. В США его главной формой стали системы прямого доступа (альтернативные торговые системы и электронные коммуникационные сети), которые развиваются в качестве самостоятельных организаций, вне официальных рамок двух ведущих традиционных рынков - Нью-Йоркской фондовой биржи и компьютерной системы NASDAQ.

Совокупность разделенных национальными границами фондовых рынков превращается в единый рынок. По мнению аналитиков, это означает неизбежность дальнейшего укрупнения бирж вместе с действующими в их рамках онлайновыми платформами, что оставляет мало шансов на изменение ситуации в пользу самостоятельных систем е-трейдинга.

На рынках облигаций внедрение технологий электронной торговли происходит заметно медленнее, чем на рынках акций. Это объясняется, прежде всего, тем, что долговые ценные бумаги являются гораздо менее гомогенными, чем долевые: первые различаются между собой по существенно большему числу параметров (размер купонов, срок обращения, периодичность выплат, возможность досрочного погашения или конверсии в другие бумаги и так далее), чем вторые [14].

Еще одним важным шагом к совершенствованию инфраструктуры рынка ценных бумаг станет создание вексельного депозитария. Вексельный рынок в последнее время выглядит несколько старомодно, так как документарная форма векселя плохо вписывается в современную инфраструктуру финансового рынка. Необходимость проверки векселей (в том числе у векселедателя), трудоемкость и дороговизна инкассации затрудняют проведение сделок «день в день», практически закрывают возможность использования векселей в качестве залогового инструмента в операциях МБК со сроками «overnight» и в ряде иных краткосрочных инвестиционных схемах [15].

Немаловажен и финансовый аспект - содержание криминалистической лаборатории, службы инкассации и кассового узла довольно накладно, тем более, если операции с векселями не являются для компании-оператора доминирующими. Особенно остро данная проблема стоит для региональных банков, вынужденных тратить значительные средства для инкассации векселей в Москву и обратно - зачастую большая часть прибыли, заработанная на сделке, уходит на билеты, организацию сопровождения, командировочные. В тоже время сегодня избежать поездок в Москву практически не невозможно, так как только московский рынок способен обеспечить ликвидность, необходимую для крупного оператора.

Поэтому создание вексельного депозитария, выступающего хранителем бланков векселей и их учета одновременно для многих операторов вексельного рынка, весьма актуально и востребовано, так как позволяет "обездвижить" векселя, избавив их от недостатков документарной формы. Именно этими соображениями продиктованы шаги по созданию вексельных депозитариев, предпринимаемые крупнейшими банками и инвестиционными компаниями-операторами вексельного рынка.

Депозитарий является третьим, незаинтересованным лицом, и, следовательно, не возникает вопросов о возможном невозврате ценных бумаг после погашения кредита. Данный факт снижает операционные риски и риски контрагента. Одновременно сокращаются и транзакционные издержки, обеспечивается полностью безопасный режим работы [15].

Заключение

Исходя из всего выше изложенного, можно сделать следующие выводы. В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

Банки на рынке ценных бумаг выступают и в роли эмитентов, и в роли инвесторов. Как инвесторы они осуществляют на рынке ценных бумаг инвестиционную деятельность.

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций, инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Инвестиции - капитал, помещаемый в юридически самостоятельные предприятия на длительный срок (более года) либо с целью получения дополнительной прибыли, либо с целью приобретения влияния, либо в связи с тем, что такое вложение средств является более выгодным по сравнению с организацией собственных операций в этой области, а также вложения в ценные бумаги.

В российской банковской практике различают:

- вложения в долговые обязательства (государственные облигаций, субфедераль-ные и муниципальные облигаций, облигаций корпораций и так далее);

- вложения в акции.

Основными условиями эффективной инвестиционной деятельности банков являются:

- функционирование развитого фондового рынка в стране;

- наличие у банков высоко профессиональных специалистов, фор-мирующих портфель ценных бумаг и управляющих им;

- диверсифицированность инвестиционного портфеля по видам, срокам и эмитентам ценных бумаг;

- достаточность законодательной и нормативной базы.

Инвестиционная деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг регулируется акционерным законодательством, законодательством о рынке ценных бумаг, антимонопольным и банковским законодательством. Соответственно этому, на кредитные организации распространяются регулирующие, надзорные и контрольные меры Министерства по антимонопольной политике РФ (МАП), Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и Банка России.

Действуя на рынке ценных бумаг как инвестор, банк формирует портфель ценных бумаг. Вложения в ценные бумаги разного вида, разного срока действия и разной ликвидности, управляемые как единое целое, формируют портфель ценных бумаг.

Основная цель формирования портфеля ценных бумаг -- обеспечение реализации разработанной инвестиционной стратегии банка путем подбора наиболее эффективных и надежных инвестиционных вложений.

Так как ситуация на рынке ценных бумаг не стабильна, то портфель ценных бумаг нуждается в управлении, чтобы не потерять своих первоначальных инвестиционных качеств.

Говоря о перспективы совершенствования инвестиционной деятельности банков на рынке ценных бумаг, надо в первую очередь рассмотреть общие направления государственной политики относительно функционирования рынка ценных бумаг. Эти направления в наиболее концентрированном виде сформулированы в докладе Минэкономразвития РФ «О мерах по развитию финансовых рынков в Российской Федерации», подготовленном при участии Минфина РФ, ФКЦБ России и Банка России и обсуждавшемся на заседании Правительства 11 ноября 2003 г., и в целом заключается в следующем:

- снижение издержек участников финансового рынка и устранение излишнего государственного администрирования;

- расширение спектра и повышение эффективности использования финансовых инструментов;

- обеспечение условий конкуренции на финансовом рынке.

Перспективы относительно развития инвестиционной деятель рисует стремительное развитие электронной торговли ценными бумагами. В связи с этим, в последние десять лет происходит существенная трансформация фондовых рынков, выражающаяся в резком расширении возможностей участников торговли и устранении многих физических ограничений. Появляются новые способы обработки трансакций, позволяющие резко увеличить объемы совершаемых сделок, меняется ряд рыночных характеристик (соотношение процессов концентрации и фрагментации, организация доступа к площадкам, степень прозрачности процесса торговли).

Библиография

1. Балабанов И.Т. / Банки и банковское дело: учеб. пособие/ Под ред. И.Т. Балабанова. - СПб.: Питер, 2003.

2. Белоглазова Г.Н. / Банковское дело: учеб./Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - СПб.: Питер, 2004.

3. Букато В.И., Львов Ю.И. «Банки и банковские операции в России». - М., 2002.

4. Галанов В.А. / Рынок ценных бумаг: учебник/ Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова - 2-е изд. перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Киселев Н. В. / Инвестиционная деятельность: учеб. пособие/Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова и др.; Под ред. Г.П. Подшиваленко, Н.В. Киселевой. - М.: КноРус, 2005.

6. Колтынюк Б.А. / Рынок ценных бумаг: Учебник. - 2-е изд. - СПб., 2001.

7. Коробова Г. Г. /Банковское дело: учеб./ Под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономитъ, 2004.

8. Лаврушин О.И. / Банковское дело: учеб. для вузов/Под ред. д.э.н., проф. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005.

9. Маренков, Н.Л. / Рынок ценных бумаг в России: учеб. пособие. - М.: Флиант: Наука, 2005.

10. Тагирбеков К.Р. / Основы банковской деятельности / Под ред. Тагирбекова К.Р. М.: Инфра-М, 2003.

11. Фадеев А. «Формирование портфеля ценных бумаг. Специфика российского варианта». - М.: Финансы и статистика, 2003.

12. Беликова А.В. «Необходимость активизации участия банков в инвестиционном процессе вытекает из взаимозависимости успешного развития банковской системы и экономики в целом» // Инвестиционный банкинг - 2007.- №3.

13. Волков М.В. «Структура и классификация рынка ценных бумаг. Операции с ЦБ в деятельности банков. Управление портфелем ценных бумаг»/М.В. Волков//Финансы и кредит - 2007. - №10.

14. Грачева М. «Электронная торговля ценными бумагами и перспективы банковской системы»/М. Грачева//РЦБ. - 2006. -- №4.

15. Николкин В. «Вексельный рынок: текущее состояние и перспективы»/В. Николкин, А. Ермак//РЦБ - 2007. - №16.- Стр. 32-37.

16. О.Дж. Говтань «Перспективы развития российской финансовой системы»/О.Дж. Говтань// Проблемы прогнозирования - 2006. - №2.

17. Суржко А.В. «Модернизация банковской системы и рынка ценных бумаг как фактор формирования конкурентной инвестиционной среды»/А. Суржко//Государственная служба. - 2006. -№1.